Вопросы:
1. Какое помещение? Юра сказал, это будет одна комната. Она будет насовсем для кафе, или в будние будет использоваться для других дел? Оно проходное?
2. Для кого будет это кафе? Насколько понимаю, в первую очередь для школьников ФШ. Далее идут школьники из других школ, далее студенты, далее все желающие?
В зависимости от того, для кого это, по-разному надо строить процесс.
3. Насколько я понял из того, что прислал Юра, имеется в виду скорее гуманитарная антропология, верно?
4. Есть ли в ФШ проектор? - Важен для лекций, просмотров фильмов.
Курсовые
Курсовые пишут в некоторых школах, это происходит в середине года, ближе к весне их уже напишут, научный руководитель у учеников свой. Поэтому:
Курсовые можно будет обсуждать, когда они уже будут написаны, а это произойдет единовременно где-то весной. Если человек выбирает тему и руководителя у себя, зачем ему руководитель в кафе?
Значит, или нужно писать отдельные работы конкретно в кафе, или брать научника в кафе (а возможно ли это будет?), или ждать, когда работы будут написаны и тогда их обсуждать. Я за то, чтобы писать в кафе отдельные работы, их может быть две в году (в первом полугодии и во втором).
---
Процесс
Это самая общая картина концепции и распорядка. На нее уже можно нанизывать остальное.
Тут, как мне видится, процесс можно строить по следующим направлениям (названия условные): -знакомство, -обучение, -исследование.
Чтобы вести какое-нибудь обсуждение на философско-культурно-историческую тему, нужно иметь некий материал для работы и немного ориентироваться в пространстве. Безусловно, школьная программа дает некую почву для этого, но это не совсем тот формат.
Поэтому, первая часть будет собственно -знакомством с полем деятельности. Как я вижу, это лекции с утра. Одна в субботу, одна в воскресенье, например в 11:00, связанные между собой или нет. Это приглашенные студенты, может, преподаватели ВУЗов, которые читают лекцию на некоторую конкретную тему (НЕ общие лекции). Темы произвольные, но связанные с общим направлением кафе. Зачем они, что в них будет? Во-первых, это раскрытие определенной темы, которая уже даст слушающим некие новые знания и новый материал, который их заинтересует. Во-вторых, подбор лекций будет таким, чтобы знакомиться с разной научной методологией. В-третьих, главред подбирает лекцию, заранее составляет список вопросов, после лекции вопросы раздаются. Вопросы, с одной стороны раскрывающие, расширяющие тему, с другой стороны с проблематикой. После лекции перерыв 30 минут, когда слушающие могут выпить чаю и подумать над вопросами, далее обсуждение за “круглым столом” или, как удобнее будет расположиться. Например, лекция “Символизм в ранне-средневековой поэзии Европы”, вопросы 1. Определить пересечения тематик встречающихся в работе: история>медиевистика, литературоведение>поэзия>..., семиотика (ведь кому-то надо будет еще объяснять эти понятия), искусствоведение>параллели в других видах искусства… Все это может не быть в лекции, но задать вопросы, чтобы обрисовать картину, из которой возникла работа, очертить круг возможных вопросов и проблем. 2. “Какой метод был применен в лекции”, что, собственно, сообщил лектор, какой ход рассуждения, почему такой, можно ли рассуждать по-другому и тд… 3. Как можно продолжить данную тему/исследование, какими вопросами задаться дальше. 4. Поместить лекцию в общую картину - предпосылки (пересекается с первым вопросом, но конкретно, применимо к самой лекции), место в системе знания, конкретность, универсальность.
Повторю, что темы могут быть не связаны, на следующий день может быть лекция о социальных обязанностях в примитивных обществах Австралии, потом о роли геометрии в среднем неоплатонизме и тд и тп. Кого приглашать и темы можем все вместе согласовывать. Все это конкретизирует, разнообразит и, в общем, преобразит картину того, что называется историей и всего остального. Это создаст базу, и материал, на котором уже можно будет вести обсуждения. Ведь нельзя сразу просить каких-то рассуждений и мыслей, ничего не давая. И это будет интересно. Эта часть стоит немного отдельно
Вторая часть -обучение.
Тут уже начинается собственно антропологическое кафе. Тут будет вступление с общим и расплывчатым определением того, что такое антропологический подход, как его применять и так далее, которое потом может висеть на сайте как вступление к кафе.
Начинать, как мне кажется, нужно не конкретно с дискуссии, а с тренировки, обучения. Есть определенные подходы в изучении культуры, истории и тд., (в кафе основной акцент на антропологизм). Можно брать какой-нибудь отрывок из работы какого-нибудь автора (научно, художественной литературы и др), иллюстрирующий его подход, разбирать его, анализировать метод, предпосылки, анализировать материал, на котором он его применяет. А дальше пытать совместно 1. применить его на другом материале, 2. рассуждать о том, о чем говорил Юра - историческая перспектива и рефлексия общего хода мысли. Главное не уйти в общую методологию познания, это будет слишком широко, хотя экскурсы туда можно устраивать. 3. Важная, как мне кажется часть, обсудив что-то частное, вписать это в общую картину. Если это философ, то обратить внимание на его другую научную работу - в математике, в физике, астрономии, может, музыке. Посмотреть на его жизнь, посмотреть общие места и др.
Например, если взять пример Юры с Локком. Есть постулаты Локка о методе, есть применения метода в рассуждении, скажем, о природе. Следует ли он своему методу, как он пришел к выводам, какие могут быть возражения. С кем он может перекликаться? И тд - НО насколько возможен последний пункт? Насколько подкованы будут слушающие? Может важна непосредственная оценка? Следующий этап рассуждения - почему он задавался этими вопросами? И тд. Тут уже можно подключать приглашенных специалистов, которые будут отвечать на вопросы, что-то разъяснять. Можно 45 минут совместно обсуждать, “готовиться” к обсуждению со специалистом и тогда подключать уже его. Чтобы уже было некоторое понимание темы, возможных вопросов. С приглашенным человеком все знакомятся и поддерживают контакт, скорей всего он будет приходить не один раз.
Третья часть -исследование.
Тут вариантов много. Посетители кафе проводят какую-то свою работу и говорят о ней, может, курсовая, может экспедиция, может кто-то что-то написал, сделал фотоальбом и т.д. Всевозможные круглые столы, обсуждения работ, книг, фильмов, эта часть провисать не будет можно конкретизировать позднее. Идей много.
---
Итак, день:
-собираться можно с 10, в 11:00-11:30 лекция. 30 минут на чай, обдумывание вопросов.
12:00-13:00 - обсуждение. Перерыв, чай, небольшие мероприятия.
14:00 - 16:00 - вторая часть, к которой дома готовятся, что-то читают, дальше идет разбор, обсуждение со специалистом.
Перерыв, чай, открытие выставки, анонс мероприятий и тд.
17:00 - 19:00 - третья часть. Ее надо сформулировать совместно, может быть разной в разные дни.
Вечером - просмотр фильма, совместное чтение, можно слушать музыку.
___
Как уже говорил, это общая картина, на которую уже можно нанизывать “лаборатории”, темы и тд.
---
Моменты:
Важно все записывать. Лекции скорей всего будут записывать люди сами, но конспект или аудиозапись должна быть. Записывать ход обсуждения во второй части, можно прямо по ходу, на доске, совместно обсуждая и записывая мысли, выводы, вопросы, что потом вспомнить и т.д. Ну и в третьей части тоже это нужно. Записи потом объединяются в отчет, можно делать рассылку (собрать у всех имейлы, кто хочет получать), вывешивать на сайте отчет от каждой встречи или выходных.
Вывесить афишу мероприятий, выставок, лекций и др., что сейчас есть в Москве (и не только в Москве?).
Составлять списки литературы. Юрина идея насчет архивиста. Обзоры литературы. Составить список библиотек и инернет-ресурсов - в целом будет очень полезная вещь.
Насчет сайта - в принципе, могу этим заняться. Посмотрю, что можно сделать, и скажу, если кого-то еще надо искать.