антропологическое кафе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » антропологическое кафе » Сметы » Концепция


Концепция

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Вопросы:
1. Какое помещение? Юра сказал, это будет одна комната. Она будет насовсем для кафе, или в будние будет использоваться для других дел? Оно проходное?

2. Для кого будет это кафе? Насколько понимаю, в первую очередь для школьников ФШ. Далее идут школьники из других школ, далее студенты, далее все желающие?
В зависимости от того, для кого это, по-разному надо строить процесс.

3. Насколько я понял из того, что прислал Юра, имеется в виду скорее гуманитарная антропология, верно?

4. Есть ли в ФШ проектор? - Важен для лекций, просмотров фильмов.

Курсовые

Курсовые пишут в некоторых школах, это происходит в середине года, ближе к весне их уже напишут, научный руководитель у учеников свой. Поэтому:
Курсовые можно будет обсуждать, когда они уже будут написаны, а это произойдет единовременно где-то весной. Если человек выбирает тему и руководителя у себя, зачем ему руководитель в кафе?
Значит, или нужно писать отдельные работы конкретно в кафе, или брать научника в кафе (а возможно ли это будет?), или ждать, когда работы будут написаны и тогда их обсуждать. Я за то, чтобы писать в кафе отдельные работы, их может быть две в году (в первом полугодии и во втором).

---

Процесс

Это самая общая картина концепции и распорядка. На нее уже можно нанизывать остальное.

Тут, как мне видится, процесс можно строить по следующим направлениям (названия условные): -знакомство, -обучение, -исследование.
Чтобы вести какое-нибудь обсуждение на философско-культурно-историческую тему, нужно иметь некий материал для работы и немного ориентироваться в пространстве. Безусловно, школьная программа дает некую почву для этого, но это не совсем тот формат.
Поэтому, первая часть будет собственно -знакомством с полем деятельности. Как я вижу, это лекции с утра. Одна в субботу, одна в воскресенье, например в 11:00, связанные между собой или нет. Это приглашенные студенты, может, преподаватели ВУЗов, которые читают лекцию на некоторую конкретную тему (НЕ общие лекции). Темы произвольные, но связанные с общим направлением кафе. Зачем они, что в них будет? Во-первых, это раскрытие определенной темы, которая уже даст слушающим некие новые знания и новый материал, который их заинтересует. Во-вторых, подбор лекций будет таким, чтобы знакомиться с разной научной методологией. В-третьих, главред подбирает лекцию, заранее составляет список вопросов, после лекции вопросы раздаются. Вопросы, с одной стороны раскрывающие, расширяющие тему, с другой стороны с проблематикой. После лекции перерыв 30 минут, когда слушающие могут выпить чаю и  подумать над вопросами, далее обсуждение за “круглым столом” или, как удобнее будет расположиться. Например, лекция “Символизм в ранне-средневековой поэзии Европы”, вопросы 1. Определить пересечения тематик встречающихся в работе: история>медиевистика, литературоведение>поэзия>..., семиотика (ведь кому-то надо будет еще объяснять эти понятия), искусствоведение>параллели в других видах искусства… Все это может не быть в лекции, но задать вопросы, чтобы обрисовать картину, из которой возникла работа, очертить круг возможных вопросов и проблем. 2. “Какой метод был применен в лекции”, что, собственно, сообщил лектор, какой ход рассуждения, почему такой, можно ли рассуждать по-другому и тд… 3. Как можно продолжить данную тему/исследование, какими вопросами задаться дальше. 4. Поместить лекцию в общую картину - предпосылки (пересекается с первым вопросом, но конкретно, применимо к самой лекции), место в системе знания, конкретность, универсальность.
Повторю, что темы могут быть не связаны, на следующий день может быть лекция о социальных обязанностях в примитивных обществах Австралии, потом о роли геометрии в среднем неоплатонизме и тд и тп. Кого приглашать и темы можем все вместе согласовывать. Все это конкретизирует, разнообразит и, в общем, преобразит картину того, что называется историей и всего остального. Это создаст базу, и материал, на котором уже можно будет вести обсуждения. Ведь нельзя сразу просить каких-то рассуждений и мыслей, ничего не давая. И это будет интересно. Эта часть стоит немного отдельно

    Вторая часть -обучение.
Тут уже начинается собственно антропологическое кафе. Тут будет вступление с общим и расплывчатым определением того, что такое антропологический подход, как его применять и так далее, которое потом может висеть на сайте как вступление к кафе.
Начинать, как мне кажется, нужно не конкретно с дискуссии, а с тренировки, обучения. Есть определенные подходы в изучении культуры, истории и тд., (в кафе основной акцент на антропологизм). Можно брать какой-нибудь отрывок из работы какого-нибудь автора (научно, художественной литературы и др), иллюстрирующий его подход, разбирать его, анализировать метод, предпосылки, анализировать материал, на котором он его применяет. А дальше пытать совместно 1. применить его на другом материале, 2. рассуждать о том, о чем говорил Юра - историческая перспектива и рефлексия общего хода мысли. Главное не уйти в общую методологию познания, это будет слишком широко, хотя экскурсы туда можно устраивать. 3. Важная, как мне кажется часть, обсудив что-то частное, вписать это в общую картину. Если это философ, то обратить внимание на его другую научную работу - в математике, в физике, астрономии, может, музыке. Посмотреть на его жизнь, посмотреть общие места и др.
Например, если взять пример Юры с Локком. Есть постулаты Локка о методе, есть применения метода в рассуждении, скажем, о природе. Следует ли он своему методу, как он пришел к выводам, какие могут быть возражения. С кем он может перекликаться? И тд - НО насколько возможен  последний пункт? Насколько подкованы будут слушающие? Может важна непосредственная оценка? Следующий этап рассуждения - почему он задавался этими вопросами? И тд. Тут уже можно подключать приглашенных специалистов, которые будут отвечать на вопросы, что-то разъяснять. Можно 45 минут совместно обсуждать, “готовиться” к обсуждению со специалистом и тогда подключать уже его. Чтобы уже было некоторое понимание темы, возможных вопросов. С приглашенным человеком все знакомятся и поддерживают контакт, скорей всего он будет приходить не один раз.

    Третья часть -исследование.

Тут вариантов много. Посетители кафе проводят какую-то свою работу и говорят о ней, может, курсовая, может экспедиция, может кто-то что-то написал, сделал фотоальбом и т.д. Всевозможные круглые столы, обсуждения работ, книг, фильмов, эта часть провисать не будет можно конкретизировать позднее. Идей много.

---

Итак, день:
-собираться можно с 10, в 11:00-11:30 лекция. 30 минут на чай, обдумывание вопросов.
12:00-13:00 - обсуждение. Перерыв, чай, небольшие мероприятия.
14:00 - 16:00 - вторая часть, к которой дома готовятся, что-то читают, дальше идет разбор, обсуждение со специалистом.
Перерыв, чай, открытие выставки, анонс мероприятий и тд.
17:00 - 19:00 - третья часть. Ее надо сформулировать совместно, может быть разной в разные дни.

Вечером - просмотр фильма, совместное чтение, можно слушать музыку.

___

Как уже говорил, это общая картина, на которую уже можно нанизывать “лаборатории”, темы и тд.

---

Моменты:

Важно все записывать. Лекции скорей всего будут записывать люди сами, но конспект или аудиозапись должна быть. Записывать ход обсуждения во второй части, можно прямо по ходу, на доске, совместно обсуждая и записывая мысли, выводы, вопросы, что потом вспомнить и т.д. Ну и в третьей части тоже это нужно. Записи потом объединяются в отчет, можно делать рассылку (собрать у всех имейлы, кто хочет получать), вывешивать на сайте отчет от каждой встречи или выходных.

Вывесить афишу мероприятий, выставок, лекций и др., что сейчас есть в Москве (и не только в Москве?).

Составлять списки литературы. Юрина идея насчет архивиста. Обзоры литературы. Составить список библиотек и инернет-ресурсов - в целом будет очень полезная вещь.




Насчет сайта - в принципе, могу этим заняться. Посмотрю, что можно сделать, и скажу, если кого-то еще надо искать.

0

2

1. В будние для других дел, но выставку и музей, думаю, можно не разбирать. проходное, но это, по-моему, плюс, а не минус.

2. В 1 очередь для студентов, у школьников по жизни есть чем заняться, кроме учебы. а вот студенты уже начинают хотеть, чтобы развлечения, разговоры, общение сцеплялись как бы с их специальностью - оживляли ее, придавали смысл теориям, романтизировали науку. я так это понимаю. изначальная идея, что школьников должна в конце концов соблазнить эта атмосфера. Но было бы рискованно изначально на них делать ставку. Особенно если будет необходимо, как ты предлагаешь, что-то еще писать, помимо учебно-обязательного.

3. антропология - да, не биологическая)) а что такое "антропологизм" - ты здесь имеешь в виду какое-то конкретное направление?
Я понимал это как философскую предпосылку для всех сфер гуманитарного, т.е.: научных работ, слов, тезисов мало - надо представлять себе жизнь людей, мир, который стоит за объектами и предметами исследования. "Человеческая перспектива."
Стержень тут - то что принято называть исторической антропологией (https://ru.wikipedia.org/wiki/Историческая_антропология). В качестве ориентиров могут привести таких авторов как, например, Бродель, Ладюри, Р. Дарнтон, Джеймс Скотт (называю тех, кого читал хоть немного).

4. найдем, конечно, найдем. Уверен, что и в ФШ есть. Но у меня была идея смотреть художественное кино на старой технике, на телике, например, с видиком (т.е. на болванках), чтоб было не до конца удобно и необычно. Это обсуждаемо.

---

Насчет курсовых.
изначально никаких руководителей в кафе не планировались. Есть консультанты, они должны помогать НАМ, шэф-редакторам. Советовать - какой нерв в культурном процессе сейчас оголен и достоин внимания. Если, например, идет какая-то дискуссия в периодике, универах или открылась выставка и к ней спорное отношение. Кроме этого, консультант, если я, например, пишу программу для лаборатории философской антропологии, должен мне посоветовать материалы, как лучше сформулировать темы и проч.
Под научным семинаром я не имел в виду слушание отчетов об уже проделанной работе. Это должно быть поле для обсуждения всех стадий работы (университетской, школьной). Например, проблема поиска источников встаёт, когда еще не написано ни строчки. Есть смысл обсуждать даже сам выбор темы, формулировку названия и пр. Поэтому, я не думаю, что до весны здесь делать нечего. И, второе, я не уверен, что мы как форма досуга можем позволить себе ставить какие-то требования, обязывать что-то делать помимо обязательного по учебе. Не говоря уже о том, что кафе платное и из того что оно дает взамен на деньги должны преобладать удовольствия (а не груз долгосрочных задач). и + как-то помочь справиться с требованиями, которые уже поставлены (напр., учебой в ун-е). Я не хотел бы отбирать "лучших" людей, целеустремленных, одухотворенных, кому учебы мало. Я хочу отбирать худших. Многие и одной работы написать не могут, не говоря о дополнительных. Их что-то должно вдохновить. И нам надо не требовать большего, а наоборот создать видимость того, что все на свете делается с полпинка, легко и весь мир тебе по плечу. Идеал это чтоб собралась большая неоднородная компания и люди поддерживали друг друга через обмен опыта и взаимную заинтересованность друг другом и темами др дуга.
Но чисто научная твоя серьезность - требовательность к методу, к работе с источниками - мне очень нравится. Только я думаю, что она не должна перекидываться на язык общения в кафе. Пускай люди будут на "ты" как между собой, так и с историей, философией.

С этим связан вопрос про иронию. Конечно, меня к ней тянет, а кроме этого, насколько я чувствую, на нее есть сильный спрос в среде студентов. Не говоря о школьниках, тайная мечта которых выпить водки в кабинете директора. Мы, отвечая за "предложения" не можем это игнорировать. Если говорить не языком экономики - мы должны опираться на то, что есть, дано, и с этим уже работать. Я не думаю, что нам возможно продиктовать атмосферу. Скорее уж атмосфера диктует нас. Т.е. всё очень зависит от того, какой народ придет. В реальности, скорее всего, будет так, что у 1-3 людей, допустим, появится мотивация что-то писать отдельно от школы. Конечно же, им должны быть предоставлены все условия. Но я за то, чтоб остальные посетители при этом не чувствовали себя изгоями, эскапистами. Иначе мы рискуем просто растерять весь контингент.

М.б., тебе это менее видно, ты уже давно не учился и более "позитивно" настроен, но в целом в умах преобладают сомнения к позитивным истинам.
Чисто человечески мне это понятно. Жизнь перечерчена плохо примиримыми друг с другом вещами. Нельзя одновременно играть в футбол и делать дз. Я понимаю иронию как чисто технический прием, которым я могу дать понять, что делаю я одно из этого, а тоскую по второму. Это связано и с проблемой приложимости нетехнических наук, с необходимостью перманентно перепроверять адекватность абстрактных концепций в жизни. Кроме это, высокие истины должны быть полезны в быту. И, по-моему, Свифт это нащупал, хотя, конечно, и выразил более ядовито.

Наверно, это противоречие между твоим и моим подходом мы не должны сейчас разрешать. Мой и твой взгляд на вещи можно оставить как два крайних полюса, а реализация будет какой-то третьей.

--

Твоя идея с лекциями и вопросами мне нравится. Но не очень ясно, чем радикально эти лекции отличаются от части "обучение"? В том смысле, что лекции рассказывают о чем-то, а в "обучении" - анализ текста, подходов философов и ученых? Думаю, всё же эти формы деятельности можно не разделять и добавить к этому ряд других форматов, например, "открытое интервью" с "гостем кафе" или некие более широкие круглые столы, объединенные уже даже не какой-то этнографическим или историко-философским предметом (скажем, неоплатонизм), а скорее темой, концептуальной проблемой, мотивом. К примеру, "война в художественной литературе", "эмиграция как мироощущение", "психбольница", "ГОЭЛРО, модель соц. гос-ва и подходы к командному управлению хозяйством в 20-е", фиг знает, это пока что, прямо скажем, наобум. И подобные темы могут продолжаться, кстати, в ночных тематических свечках. Например: "война языком стиха". 

Очень нравится идея с составлением афиши мероприятий и списков библиотек, ресурсов. Последнее, конечно, должно быть привязано и обсуждаться в рамках того самого источниковедческого бюро. Связано с проблемой источника как такового.

Более расплывчато выглядит "составление списков литературы". В смысле, как помощь для конкретных работ? Или вообще по темам?

0

3

Серёжа, тебе стоит прийти посмотреть на помещение. Это такой отсек на первом этаже с двумя большими окнами,  угловым диваном, длинным столом, приятными стульями, столом для выступающего с компом и телевизором большим вверху,  небольшим книжным шкафом и аппендиксом, в котором стоят, скорее всего, неприкосновенные шкафы-витрины с оловянными солдатиками нашего директора)) , оттуда две двери ведут в два кабинета, которые, возможно, иногда можно будет использовать. Ничего убирать на неделю не надо, там высокоинтеллекуальные старшеклассники живут, скорее всего, они в какой-то момент начнут активно приходить туда. Думаю, один-два дня дизайнерских усилий Маши Сивухиной - и это будет притягательное место.

0


Вы здесь » антропологическое кафе » Сметы » Концепция


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно